Клад серебряной посуды обнаружили в центре Санкт-Петербурге строители при проведении реконструкции в особняке 18-го века на улице Чайковского , последними владельцами которого была семья аристократов Нарышкиных.
С 1750-х годов на месте особняка находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду поэта Александра Пушкина — Абраму Ганнибалу.
В одно здание они были перестроены в 1832 году по проекту архитектора Лемана. В 1875 году дом приобрел князь Василий Нарышкин, для семьи которого его перестроил архитектор Гедике.
По неофициальным данным, рабочие наткнулись на небольшую комнату, не обозначенную на планах здания, где находилось несколько тысяч изделий из серебра.
27-го числа в особняке дежурили трое охранников. Проверяя машины, которые выезжают с территории, они и обнаружили в мешках для строительного мусора драгоценности. По подозрению в совершении данного преступления задержали двоих рабочих, граждан Таджикистана. Только после этого рабочие показали ту самую потайную комнату, где обнаружили старинные вещи.
Находки — около 2 тысяч предметов XIX-XX веков — столовые сервизы, украшения, награды — были упакованы в газеты, датированные июнем-сентябрем 1917 года, с тех пор к ним никто не прикасался.
Дорожная сумка, оберточная бумага, газеты датированные мартом, июлем, августом и сентябрем 1917 года, материя, до сих пор сохранившая запах уксусной эссенции, — такой упаковочный материал владельцы особняка использовали для предметов, которые не могли вывезти и поэтому были вынуждены спрятать.
Другая часть коллекции хранилась в специальных деревянных ящиках, в которых были предусмотрительно оставлены фартуки, также пропитанные уксусом. Такой способ хранения позволил уберечь все от окисления.
Среди предметов — четыре практически полных сервиза на все случаи жизни (столовые, кофейные, десертные) конца XIX и начала XX веков. Сервизы столового серебра русской и европейской работы, скорее всего, были сделаны по заказу семьи Нарышкиных — на многих вещах имеются их фамильные гербы. На предметах российской работы — клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX — начала XX века: Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых и Фаберже.
Уникальный клад занял почти 40 коробок, ящиков и кофров.
Сотрудники КГИОП нашли в тайнике документы, принадлежавшие гусарскому поручику Сергею Сомову.
По версии исследователей, именно он сохранял сокровища Нарышкиных после того, как этот дворянский род покинул революционный Петроград.
Кроме того, реставраторы обнаружили несколько боевых орденов Российской Империи: орден Святой Анны, орден святого Станислава и орден святого Владимира с мечами, медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», а также сербскую медаль и черногорский орден.
— Некоторые медали номерные, а значит, можно определить личность награжденного, — говорят в реставрационной компании «Интарсия». — Кроме наград сохранилось свидетельство на медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации» на имя поручика Сергея Сомова, который, возможно, являлся дальним родственником семейства Нарышкиных. Сама медаль отсутствует.
Историки и ценители раритетов уверяют, что клад Нарышкиных – это просто уникальная находка, равную которой сложно припомнить даже работникам Эрмитажа. Так, например, столовое серебро, на котором красуется герб Нарышкиных, было изготовлено Сазиковым – одним из самых знаменитых мастеров того времени, творения которого могли себе позволить только очень зажиточные люди.
Заведующая отделом западно-европейского прикладного искусства в Эрмитаже Марина Лопато убеждена, что уникальные сокровища должны быть переданы музею и достойны того, чтобы выставляться в постоянной экспозиции.
Значительное число художественных ценностей, хранившихся в доме в 1920 году, было передано в Государственный Эрмитаж.
Опись столового серебра спрятанного в потайную комнату поручиком Сомовым.
Всего в клад Нарышкина входит 2 тыс. 168 предметов. Но экспертов больше впечатляет не количество, а целостность и полнота коллекции, аналогов которой в российских музеях нет.
Источник