Месяц июнь оказался богат на сообщения о неожиданных «чердачных» находках рисунков прославленных художников. Что легко можно объяснить приближением аукциона Christie’s 3 июля «Рисунки и акварели старых мастеров и британских художников», на котором все эти неизвестные ранее графические произведения будут продаваться. Эти истории о неожиданных находках среди чердачного хлама произведений выдающихся художников будоражат наше воображение, после них невольно начинаешь жалеть, что не являешься владельцем фамильного замка, где подобные шедевры могут затеряться.
В середине июня газета The Guardian сообщила о находке 15 ранее неизвестных рисунков Джона Констебла. Владельцы сомневались в том, что десятилетиями пылившиеся в серванте карандашные наброски действительно являются работами знаменитого английского пейзажиста, хотя на бумаге, в которую они были завернуты, и было написано «оригинальные эскизы Констебла». Спустя 60 лет после покупки рисунков их отцом, дети решили отнести их на экспертизу.
Всего карандашных набросков было 20 — эксперты аукционного дома определили, что 15 из них сделаны рукой Констебла, а 5 являются произведениями художника Томаса Стотхарда (Thomas Stothard), работавшего вместе с Констеблом. Они неоднократно совершали совместные прогулки, во время которых делали зарисовки с натуры, а Томас Стотхард даже успевал пополнять свою коллекцию бабочек.
Многие из обнаруженных рисунков Констебла являются подготовительными набросками к его известным произведениям. Так, например, один из рисунков напоминает работу «Вид Борроудэйл» из коллекции Музея Виктории и Альберта. Все работы датируются по-разному, их сюжеты также варьируются — от пейзажных зарисовок до ню. Рисунки Констебла будут предложены на Christie’s 3 июля стрингом из 13 лотов с общей оценкой около 50 тысяч фунтов.
Еще одна интересная находка произошла в Шотландии. По сообщению The Guardian, на каком-то чердаке обнаружен был набросок самого Рембрандта. Владелец случайно наткнулся в своем шкафу на рисунок, изображающий слепого нищего, мальчика и собаку-поводыря. Эксперты аукционного дома Christie’s даже при беглом осмотре определили, что это работа великого нидерландского мастера XVII века Рембрандта Харменса ван Рейна.
Картин на этот сюжет художник не писал. Однако есть очень похожий рисунок в графической коллекции Государственных музеев Берлина. Некоторые эксперты теперь полагают, что берлинский рисунок — это только копия, а оригинальный набросок тот, что нашли в Шотландии. С этим согласен, в частности, берлинский эксперт по творчеству Рембрандта Хольм Беверс (Holm Bevers), который теперь предлагает каталогизировать берлинский рисунок как «круг Рембрандта», а не как подлинник художника.
Кроме наброска Рембрандта (на котором, кстати, осталось житейское пятно от чернильницы) шотландский владелец нашел у себя на чердаке еще пять рисунков. Их атрибутировали ученикам художника, в том числе известному в будущем художнику Фердинанду Болю (Ferdinand Bol). Рисунки Рембрандта и его школы предложат на Christie’s 3 июля. Одна только работа Рембрандта оценивается в 50–80 тысяч фунтов.
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источник: guardian.co.uk, guardian.co.uk, artdaily.org, artinvestment.ru