Найдена картина Ван Гога, которую искали 100 лет

Найдено неизвестное полотно Ван Гога – портрет Поля Гаше, врача, наблюдавшего великого художника в последние годы его жизни.

2871

Сейчас картина, а также альбом с эскизами Винсента Ван Гога, захваченные у немцев в 1944 году греческими партизанами, находятся в сейфе одного из афинских банков. Об этом в прошлом году сообщила дочь одного из партизан – Дорета Пеппа. Сейчас эксперты из разных стран изучают подлинность произведения.

Глава авторитетного отдела реставрации Национальной галереи в Афинах и парижский арт-дилер Атанасиос Селиа убеждены в том, что найденная картина является не только подлинником, но и одной из последних работ художника.

Впрочем, иные искусствоведы, в частности, специалисты амстердамского музея Ван Гога, ставят под сомнения версии коллег и склоняются к тому, что произведение, равно как и альбом с эскизами – искусная подделка. Как бы там ни было, но если подлинность полотна будет установлена, то его рыночная стоимость составит около 100 миллионов долларов.

Поль Гаше был собирателем работ непризнанных художников и провинциальным врачом-гомеопатом. Он любил парижскую жизнь и дружил с представителями богемы.

dr._gachet

В основном предпочитал общество тех художников, творчество которых не признавалось публикой или вовсе осмеивалось. Просвещенная публика и острая критика безудержно смеялась. Поскольку в то время их произведения ровным счетом ничего не стоили, а доктор никогда не был богат, он забирал работы в качестве платы за свои услуги врача.

В коллекции Гаше находились ранние работы Сезанна, Гийомена, Моне, Писсарро и Сислея. Прославила же скромного ценителя живописи знакомство с Винсентом Ван Гогом. Последние недели своей жизни художник провел в гостях у Гаше, в Овер-сюр-Уазе и умер с простреленным сердцем у него на руках.

В настоящее время известны два портрета Гаше под одним и тем же названием – «Портрет доктора Гаше» — написанные Ван Гогом в июне 1890 года. Один из них находится в парижском музее Орсэ, другой – в частной коллекции. В 1990-м году вторая картина была представлена на аукционе Sotheby’s и ушла с молотка за 48 миллионов фунтов стерлингов, в течение 14 лет сохраняя за собой статус самого дорогого полотна за всю историю торгов.

В свою очередь, портрет, находящийся в парижском музее породил множество споров, которые касались его подлинности. Подозрение вызвал тот факт, что оба портрета, за исключением нескольких деталей, практически неотличимы друг от друга, и вряд ли бы Ван Гог стал писать два одинаковых полотна. Доходило даже до того, что Гаше обвиняли в изготовлении подделки.

Однако после серии экспертиз все сомнения были развеяны – это подлинник. И как говорил главный хранитель музея д`Орсе Анн Дистель: «Гаше — художник без таланта, коллекционер без денег, загадочный одиночка в поисках отблесков славы других? Возможно. Фальсификатор? Нет!»

История картины Ван Гога  «Портрет доктора Гаше»

Голландский живописец Ван Гог многое претерпел при жизни — его картины которого современники покупать отказывались. Но после смерти художника самым дорогим и знаменитым полотном, продававшимся когда-либо на аукционах, стал «Портрет доктора Гаше», цена которого составила 82,5 миллиона долларов.

Наверное, чисто по-человечески можно понять людей, которые отказывались покупать живопись Ван Гога. Они просто не понимали, что означают бесчисленные поля, красные виноградники и подсолнухи, изображенные на полотнах этого странного и эксцентричного художника. Его не понимали даже коллеги, которых возмущал бунтарский дух картин голландца. Впрочем, один из его современников — французский импрессионист Камиль Писарро (также живший в глубокой нищете и большинство картины которого было уничтожено во время франко-прусской войны: захватившие его дом солдаты использовали полотна в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя) был гораздо прозорливее других и утверждал: «Я заранее знал, что Ван Гог либо сойдет с ума, либо оставит всех нас далеко позади. Но я никогда не предполагал, что он сделает и то, и другое».

Безусловно, Ван Гог был чувствительным, очень восприимчивым и эмоционально неуравновешенным человеком. В одном из своих писем, размышляя о том, сколько ему суждено прожить, он приходил к выводу, что его жизненный путь будет короток. «Сорок лет — не более, — с грустью писал он. — Но мне безразлично, проживу я больше или меньше». При жизни больше всего Ван Гога убивала его невостребованность. Число законченных работ стремительно росло, но их никак не удавалось продать. Утонченная и выхолощенная старушка Европа, которая уморила голодом Рембрандта, отворачивалась от гения Бетховена и Шуберта, так же равнодушно вытерла ноги и о Ван Гога. Она захлопнула перед ним двери многих художественных салонов и выставок. За несколько месяцев до самоубийства — в мае 1890 года — Ван Гог познакомился с врачом Полем Фердинандом Гаше. О докторе Гаше нам известно не так уж много. Он дружил с парижской богемой, причем любил больше всего тех художников, над которыми просвещенная публика и острая критика безудержно смеялась. Естественно, в ту пору их живопись почти ничего не стоила, они перебивались с хлеба на воду, да и денег у Гаше особых не было. Доктор чаще всего брал работы в качестве платы за свои медицинские услуги. Так у него оказались ранние работы Поля Сезанна, Камиля Писарро и Клода Моне.

Стоит упомянуть, что доктор Поль Гаше и сам баловался живописью, делая копии с работ из своего собрания и подписывая их «Поль Ван Риссель». Доктор был известным психиатром и на редкость обаятельным человеком, поражавшим своими энциклопедическими познаниями и удивительно разнообразными интересами. Гаше презирал любые условности и больше всего любил новизну и оригинальность. Ван Гог хотел изобразить доктора Гаше приблизительно в такой же позе угрюмо-мечтательной задумчивости, в какой на полотнах Делакруа был запечатлен известный итальянский поэт XVI века Торквато Тассо. Упрятанный в психиатрическую лечебницу по причине очевидного душевного расстройства, Тассо казался Винсенту таким же несчастным безумцем, каким был он сам. По замыслу художника, докторГаше должен был находиться в подавленном настроении — портрет представителя цивилизации XIX века, которая, по мнению Ван Гога, переживала депрессию и упадок. Поэтому он нарисовал Гаше с веточкой наперстянки — растения, при помощи которого лечат сердечные заболевания. Несколько недель Ван Гог обдумывал свой замысел, обедая с доктором в его заросшем саду, полном ярких цветов. Компанию им составляла дочь хозяина Маргарита, которой, по гулявшим в то время упорным слухам, художник искренне увлекся (он нарисовал несколько ее портретов, самый знаменитый из которых изображает Маргариту, с увлечением музицирующую на пианино). Когда Винсент закончил портрет, доктор Гаше не мог скрыть своего искреннего восхищения от работы пациента. Чтобы доставить доктору удовольствие, голландец нарисовал копию портрета, которую, в отличие от оригинала, ожидала более счастливая судьба — сейчас она находится в одном из парижских музеев. А спустя несколько недель Винсент в приступе душевной болезни выстрелил в себя из револьвера… К нему, истекающему кровью, позвали доктора Гаше, и художник умер у него на руках. Первой владелицей «Портрета доктора Гаше» стала датская студентка Эллис Рубен. Она купила его в 1897 году за 3000 франков — в наши дни эта сумма равняется всего полутора тысячам долларов.

Незадолго до приобретения она вышла замуж и перебралась с мужем в Копенгаген. Рубен относилась к «Портрету» как к украшению, красивой фотографии, достойной ее новой квартиры. К тому же она была беременна, и полагала, что портрет известного психиатра станет своеобразным талисманом для ее будущего ребенка. В Копенгагене картина пробыла семь лет — большую часть этого времени она простояла на тумбочке возле кровати Эллис Рубен. Однообразие в дизайне собственного жилища вскоре стало угнетать датчанку, и она подарила картину своему приятелю Могену Валину, который поместил ее в своей домашней галлерее. В 1904 году творчеством Ван Гога заинтересовался влиятельный немецкий коллекционер и издатель Пауль Кассирер. Он покупает «Портрет доктора Гаше» за 293 доллара и начинает буквально бомбардировать родственников Ван Гога просьбами продать ему и другие полотна художника. Но вскоре Кассирер перепродал «Портрет доктора Гаше» своему приятелю — графу Кеслеру. А еще спустя некоторое время, в 1911 году, картина заняла место во франкфуртском Институте изящных искусств Штаделя. Слава Ван Гога уже начинала греметь в Европе, и директор Института Георг Сваренски был уверен, что совершил блестящую сделку и «Портрет доктора Гаше» оказался в Германии на века. Но после прихода к власти нацистов картиной заинтересовался Герман Геринг, вынуждавший самых известных коллекционеров Европы уступать ему бесценные произведения живописи почти даром.

Геринг собирался стать обладателем самой большой коллекции (после Гитлера, разумеется) картин в мире, и у него были свои виды на «Портрет». Он решил изъять полотно Ван Гога из музея Штателя — попросту конфисковать его. Геринг тайно предлагает купить украденную картину банкиру Францу Кенигсу, обладателю одной из лучших частных коллекций живописи в Европе на то время — ему принадлежали работы Брейгеля, Босха, Рембрандта, Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи и Гойи. Разумеется, Кенигс не колебался: он полагал, что картины Ван Гога — прекрасное вложение капитала. В качестве одного из условий сделки Геринг потребовал ее полную конфиденциальность и перевод денег на тайный счет в один из европейских банков. Кенигс согласился и перечислил 53 тысячи долларов (сегодня эта сумма эквивалентна почти $700 000) на счет, продиктованный Герингом. Возможно, горячее желание второго нациста Германии сохранить сделку в тайне привело к странной и загадочной смерти Кенигса в мае 1941 года, когда он попал под колеса поезда в Кельне. Ходили упорные слухи> что к гибели коллекционера был причастен кто-то из руководителей Третьего Рейха. Почти сразу после смерти Кенигса около 600 бесценных полотен из его коллекции конфисковали нацисты. Но «Портрет доктора Гаше» удалось спасти — незадолго до своей кончины Кенигс передал его на хранение ближайшим друзьям -Лоле и Зигфриду Крамарски. Последний был крупным бизнесменом, состояние которого заметно уменьшилось в результате Великой депрессии 30-х годов. Одно время он даже был серьезным должником Кенигса, но отношения между ними сохранялись очень дружескими. Крамарски были евреями, и собственное будущее в нацистской Германии рисовалось им в весьма мрачных тонах, а потому они решили эмигрировать в Соединенные Штаты Америки. Впрочем, это оказалось совсем непростым делом. В ожидании американской визы Крамарски долгое время пришлось находиться в Португалии. После того, как президент Рузвельт увеличил квоты для евреев-беженцев из Германии в мае 1941 года, Лола и Зигфрид получили разрешение на въезд. Наличие у них «Портрета доктора Гаше» Ван Гога, ставшего уже всемирно знаменитым, было весьма убедительным аргументом в положительном решении вопроса американскими властями. Переправить картину супругам помог Георг Сваренски — у него были свои счеты с нацистами, укравшими жемчужину из его коллекции. Уже в Нью-Йорке Крамарски узнали о смерти своего друга Франца Кенигса. Теперь, когда в Европе бушевала мировая война, только они могли считаться полноправными владельцами портрета меланхоличного доктора.

В послевоенной Америке Ван Гог был, пожалуй, наиболее знаменитым художником. Самые известные галереи Нью-Йорка сражались за право выставить его картины. Предложения продать «Портрет» поступали Лоле и Зигфриду весьма регулярно. Но каждый раз супруги отвечали отказом. Тем неменее они неоднократно предоставляли полотно с изображением известного психиатра различным музеям для выставок, в том числе и Метрополитэн-музею. Бывший помощник Георга Сваренски, эмигрировавший из Франкфурта-на-Майне в Америку, так описывал свои впечатления от встречи с «Портретом доктора Гаше»: «Просматривая длинный ряд выставленных картин французских художников на втором этаже музея искусств Метрополитэн, я впервые увидел мелькнувшую среди полотен импрессионистов кобальтовую голубизну «Доктора Гаше». Полагая, что стал жертвой оптического обмана, я подбежал поближе. Это была та самая картина, которую я в последний раз видел в декабре 1937 года, когда упаковывал ее для отправки в Берлин и говорил ей: «Прощай». Или это была другая версия картины? Чтобы убедиться, я прикоснулся к полотну. Да, это был Гаше из Германии. Я снова взглянул на пожилого мужчину, который прятал свою грустную улыбку, и мое сердце сжалось».

В декабре 1961 года Зигфрид Крамарски умер от рака, и Лола решила навсегда осесть в Нью-Йорке — в этом никогда не засыпающем городе, где у нее появилось много возможностей поразмыслить о всех жизненных коллизиях,сопровождавших историю портрета Гаше. В мае 1984 года Лолу разбил паралич. Она почти совсем ослепла и безвыходно находилась в своей квартире, рядом с драгоценным полотном Ван Гога. Ей перевалило уже за восемьдесят — с портретом Гаше они были почти ровесниками.

Но дети Лолы начали настаивать на продаже картины, и сил сопротивляться такому решению у нее уже не осталось. За предыдущие пять лет на аукционах было продано десять картин Ван Гога, и рынок с удовольствием мог поглотить еще как минимум такое же количество полотен великого голландца. Во всем мире насчитывалось около двухсот серьезных коллекционеров, мечтавших украсить свои дома картинами, которые когда-то не стоили и пригоршни монет. Среди них особо выделялся японец Саито. Желание детей Лолы Крамарски продать «Портрет доктора Гаше» совпало с таким же горячим желанием Саито приобрести полотно.

После покупки картины за рекордные для аукционов деньги — 82,5 миллиона долларов — Саито заявил в интервью, что он преклоняется перед гением Ван Гога, и пройдет еще не менее ста лет, перед тем как люди станут по-настоящему ценить знаменитого голландца. В 1993 году у Саито возникли серьезные неприятности с законом — его обвинили в попытке подкупа должностного лица. Коллекционер был взбешен и заявил, что он честный бизнесмен, и одних только налогов при покупке портрета Гаше заплатил больше 25 миллионов. Но японское правосудие такие аргументы не убедили. Саито попал за решетку по делу о коррупции. Спустя три года японец скончался, и с этого времени точное местонахождение «Портрета доктора Гаше» неизвестно. Ходили слухи, что в своем завещании Саито потребо- / вал положить «Портрет доктора Гаше» с ним в гроб и сжечь в печи крематория. Этим он преследовал две цели: чтобы его родственники не платили гигантские налоги на наследство, и чтобы бесценный шедевр Ван Гога отправился вместе с ним на тот свет, подобно тому, как египетские фараоны поступали с любимыми вещами и рабами.

 Источник

Источник