ФАБЕРЖЕ, семейство предпринимателей и художников, руководивших
одноименной ювелирной фирмой, чьи изделия завоевали мировую славу, став
драгоценными сувенирами русского «серебряного века».
Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. В 1885 Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.
Основателем фирмы явился Густав Фаберже (1814–1872). Уроженец Эстонии, выходец из рода французских гугенотов, мастер-ювелир, он в 1842 открыл свой
магазин в Петербурге.
Изделия с маркой Фаберже – украшения, часы, сервизы, шкатулки, портсигары, декоративные фигурки, подарки-сюрпризы и т.д. – выделялись тончайшей изысканностью отделки и яркой полихромией.
Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро,
широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись
по кости, остроумные механические «секреты». Варьируя и комбинируя
различные стили – барокко, рококо, классицизм, отдельные древнерусские
мотивы – в духе романтического историзма, мастера Фаберже вводили в
свои образы и черты модерна (в особенности в натуралистичных
растительных и цветочных орнаментах).
В 1870 управление делами принял его сын Петер Карл (1846–1920), позднее к нему присоединился младший брат Агатон (1852–1895). У Петера Карла Фаберже было четыре сына: Евгений (1874–1960), Агатон (1876–1951), Александр (1877–1952) и
Николай (1884–1939) – каждый из них внес в семейное предприятие свой
художественный и деловой вклад. Со временем филиалы фирмы открылись в
Москве (1887), Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905). Среди ведущих мастеров следует также упомянуть Михаила Перхина (1860–1903) и
Генриха Вигстрема (1862–1928), последовательно руководивших
петербургской мастерской.
В 1917–1918 фирма перешла в ведение рабочего комитета и вскоре была закрыта (некоторые из филиалов закрылись еще раньше). Петр Карл Фаберже покинул Россию под видом иностранного дипкурьера. За границей оказались и все его сыновья.
Александр и Евгений основали в Париже фирму «Фаберже и К?» (1923),
деятельность которой, однако, с годами свелась к антикварной торговле.
Впрочем, и сами классические изделия Фаберже, в особенности
императорские пасхальные яйца, стали после октябрьского переворота 1917
предметом страстного коллекционирования.
Высочайшая техника, неиссякаемая фантазия и изящество форм сделали фирму Фаберже признанным лидером мирового ювелирного искусства, непревзойденным эталоном. Как писала императрица Мария Федоровна своей сестре английской королеве Анне: «Фаберже — несравненный гений нашего времени».
Парадоксально, что яйцо, вещь простая по форме, стало символом многих культур. С древних времен яйцо символизировало рождение и воскресение. Египтяне помещали их рядом с саркофагами умерших, греки клали на могилы. Ранняя христианская церковь переняла отношение к яйцу, как к чуду. По одной апокрифической легенде бедный торговец яйцами помогал Христу нести крест. Вернувшись домой, он увидел, что яйца засияли всеми цветами радуги. В дальнейшем яйцо сохранило важную роль в истории христианства. Яйца с росписями на религиозные темы существовали уже в XIII в. Традиция дарить на Пасху специально изготовленные и украшенные яйца появилась в XVI в., когда французскому королю Франциску 1 (1494-1547) было преподнесено деревянное резное яйцо с изображением Страстей Господних. Позолоченные и расписные яйца стали распространенными подарками при королевских дворах.
Имя Петера Карла Фаберже ассоциируется у нас с блестяще выполненными
ювелирными пасхальными яйцами. Знаменитый ювелир родился в России в
Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец — Густав Фаберже был родом из г.
Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать — Шарлотта
Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший
получил титул «Ювелирных дел мастера» и в 1842 г. основал ювелирную
фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Фирма
процветала, но 1860 г. Густав Фаберже отошел от дел, передав управление
фирмой своим сотрудникам Х. Пендину и В. Заянчовскому.
Сын Густава Фаберже Карл обучался в Дрездене, путешествовал по Европе, а
затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Джозефа
Фридмана. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в
24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки. Фаберже-младший
перевел ее в большее помещение на той же Большой Морской улице в дом
16/17. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в
Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его
жены Марии Федоровны. Петер Карл получил покровительство царской семьи
и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира
Императорского Эрмитажа».
Спустя несколько лет, в 1885 г. фирма получила международное признание на
нюренбергской «Выставке Изящных Искусств». Золотой медали удостоились
копии скифских сокровищ. Там же экспонировалось золотое яйцо, покрытое
белой эмалью с золотым желтком, в котором была спрятана курица из
цветного золота. Курица имела внутри «сюрприз» — миниатюрную
императорскую корону и подвеску в виде рубинового яйца. Это изделие
было сделано на Пасху для супруги Александра III — Марии Федоровны.
Именно с этой вещи началась традиция ежегодных подарков царской семьи,
которые заказывались в фирме Фаберже.
Сам Карл Фаберже, вдохновленный вниманием императора, открыл новое направление в ювелирном искусстве. Фирма стала использовать полудрагоценные камни и минералы — горный хрусталь, нефрит, топаз, яшму, лазурит и другие. Сначала изделия из камня заказывали уральским мастерам и на Петергофской гранильной фабрике, а дорабатывали полуфабрикаты сами. Позднее открыли собственные камнерезные мастерские в Петербурге. Из драгоценных камней и самоцветов создавали миниатюрные фигурки животных, людей и цветов. Они отличались живостью и удивительно приятными формами. Другим видом камнерезных работ были печатки — изделия сугубо практического назначения, но каждое из них — настоящий ювелирный шедевр.
Фирма возродила многие технические приемы обработки камня, использование
прозрачных цветных эмалей и многоцветного золота. До сих пор остается
не воспроизводимой знаменитая гильошированная эмаль. Техника наложения
прозрачной эмали на резной фон известна была давно. Однако, мастера
фирмы Фаберже достигли особого совершенства. Используя цветовую
палитру, насчитывавшую более 124 цветов и оттенков, они каждый раз
создавали новый декоративный эффект и особую игру света за счет узоров
гильошированного фона, состоящего из вертикальных и горизонтальных
полосок, «елочки», чешуек, зигзагов.
Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества. Яйца-сувениры были сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но и для самого заказчика. «Ваше величество
будет довольно», — так отвечал Фаберже на вопрос о сюжете очередного
изделия. Они изумляли своей неповторяемостью. Сам Фаберже чутко
реагировал на изменчивость вкуса и моды и даже мог их предугадать. В
фирме работало много выдающихся мастеров, среди которых наиболее
известен Михаил Перхин.
Самыми любимыми сюжетами были миниатюрные портреты императорской семьи или изображения мест и событий, связанных с их жизнью. Наиболее известное изделие в этом жанре — яйцо, посвященное 15-ой годовщине вступления на престол Николая II. Оно украшено миниатюрами художника Василия Зуева, на которых изображены портреты императора, императрицы, детей и знаменитые исторические события, произошедшие за время царствования Николая II. Этот своеобразный семейный альбом был подарен Николаем II жене на Пасху 1911 г. Яйцо выполнено из золота, прозрачной и
непрозрачной белой и зеленой эмали, бриллиантов, горного хрусталя и
украшено живописью по слоновой кости.
Для пасхальных яиц были популярны вкладные модели из драгоценных металлов. В яйцо, посвященное коронации 1896 г., вложена миниатюрная карета, в которой ехали Николай II и императрица Александра Федоровна. Цветовая гамма яйца напоминает коронационное платье, двери кареты открываются, ступеньки складываются, окна — из хрусталя. Внутри кареты висело крошечное яйцо с бриллиантами.
Другая золотая миниатюра, находящаяся внутри пасхального яйца — модель крейсера «Память Азова». Яйцо выполнено из темно-зеленого с красными вкраплениями гелиотропа и украшено золотым узором и бриллиантами. Модель крейсера из золота и платины точно воспроизводит внешний вид самого корабля. Имитирующая воду аквамариновая пластинка заключена в золотую оправу. Крейсер Балтийского флота «Память Азова» был построен в 1890 г., свое название получил в честь подвига парусного корабля «Азов» в Наваринском морском сражении 1827 г.
На рубеже XIX — XX вв. фирма Фаберже начала выпускать яйца с заводными
механизмами. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже посетители с
любопытством рассматривали новую драгоценную игрушку фирмы Фаберже —
отклик на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. На
серебряном яйце была помещена гравированная карта России с обозначением
Сибирской железной дороги. Особый интерес вызывала складывающаяся втрое
модель первого сибирского поезда, состоявшая из платинового паровоза с
рубиновым фонарем и фарами из алмазных роз и пяти золотых вагонов.
Механизм поезда заводился золотым ключом.
Откуда черпал вдохновение Карл Фаберже, создавая такие исключительные по
мастерству и технике исполнения предметы? Во время учебы в Дрездене, он
несомненно познакомился с собраниями музеев, в том числе знаменитой
Зеленой Сокровищницей, где были собраны курфюрстом Саксонии и королем
Польши Августом Сильным великолепные предметы искусства. Среди них
находились маленькие эмалевые фигурки, созданные замечательным немецким
ювелиром XVIII в. Иоганном. Возможно, эти работы подали Фаберже идею
пасхального яйца с фигурками внутри него.
Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы. В 1900 г. в Париже, Фаберже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров», а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. Даже в таких отдаленных местах как Таиланд или Балтимор Фаберже был «в моде».
Быстро развивающаяся экономика России создала новый класс предпринимателей. Изделия Фаберже пользовались огромным успехом у финансистов и промышленников, крупных землевладельцев и аристократии. Были открыты три филиала фирмы в Москве, Одессе и Киеве.
К сожалению, драматические события революции 1917 г., заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 г. Сам Петер Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где скончался 24 сентября 1920 г.
Высочайшая техника, неиссякаемая фантазия и изящество форм сделали фирму Фаберже признанным лидером мирового ювелирного искусства, непревзойденным
эталоном. Как писала императрица Мария Федоровна своей сестре
английской королеве Анне: «Фаберже — несравненный гений нашего времени»